понедельник, 21 февраля 2011 г.

Учат,Учат..Все чему-то УЧАТ..Это класс?:о)

Вопрос,конечно,интерррресный.
И интересный он в ДВУХ аспектах: 1 аспект - учит жизне-"неопытный" зелёный  малец; 2 аспект-учит тот,кто ПОКА это не умеет сам делать.


Первый аспект,или "Яйцо курицу учит."


У  меня вообще  этот вопрос( "Кто-чему-и как УЧИТ?") возник после того,как я пару раз прочитала  комментарии на сайтах/блогах у неких Мастеров,по поводу того,чем они занимаются и чему учат.Особенно(!) те из них,которые молодые, "пацанята":о).  Зачитала  пару-тройку отзывов типа: "Ну как ты,сосунок,можешь УЧИТЬ? Ты сам-то--от горшка два вершка,и УЧИТЬ тут вздумал?ЧТО ты знаешь?Ты это меняяяя,седовласого,вздумал учить?!!".


И ,разумеется,такие отзывы оставляют люди "в годах".Ну свербит,наверное,у них в одном месте,что какой-то молдняк осмелился(!!!) УЧИТЬ,в их-то юном возрасте!И когоооо учить!-- дядек-тётек в годах,с такиииим опытом жизни,что туши свет!(как буд-то он вот именно ИХ учит:о)-на себя всё сразу "примеряют").


Ключевое слово,как оказалось,-"осмелился".


Щас я быстро с этим аспектом разделаюсь,покажу ОТКУДА у него ноги растут.:о)
А растут эти ноги,как это ни смешно и неудобно,от традиций нашего совкового воспитания.
Смешно--потому что "всего лишь" от совкового воспитания..
А неудобно--за само вот такое вот воспитание,за эту ущербную "традицию".


На эту тему можно ооочень много накидать-написать.Особенно мне,поездившей по абсолютно разно-шёрстным странам мира(что не каждому удалось) и занаблюдавшей своими собственными глазами образцы разного воспитания с разными результаими.
Да я на одном только этом "живом" наблюдении-СРАВНЕНИИ могу педагогический диссер начирикать.:о))),чего не сделаешь,конечно,если нигде не был и ничего не видел=нечего и сравнивать,даже если и у тебя 3 высших образования по педагогике..Не ездил,не видел РАЗНОГО,не можешь сравнить?--...почти "в  сад":о).Ну может и не совсем "в сад",но преимущества --явно на стороне "видавшего",а "дипломный"в данном противостоянии--в минусах,т.к. он варится толко в ОДНОЙ каше,которую и видит постоянно,ТОЛЬКО её одну..
 В общем,это как раз тот случай,когда работает "собственный опыт",впику "БЕЗ-опытного,но образования".:о)))


Почему я так напираю на то,что тут работает именно момент "могу  СРАВНИВАТЬ"? А потому что именно только в СРАВНЕНИИ и виден один ооочнь большой изъян совкового воспитания. Без СРАВНЕНИЯ он практически и не просматривается.И обнаруживается ...вот только вот в такого рода комментариях,образец которого я почти "зацитировала" выше.И никто ничего не понимает! Откууууда что берётся?Почему "седовласые" спокойно  позволяют себе такие высказывания,которые,как оказалось, ...только "наши",специфические..Больше в мире (как типичное ЯВЛЕНИЕ) такого не наблюдается.Разве что точечно,в порядке исключения..А у нас такое выступление- типично.И молодняк...сразу тушуется так,и виновато отползает в кусты(благо--не все),и седовласые-,эдак расправив плечи в праведном возмущении,считают прям своим ДОЛГОМ залепить такую залепу ВСЛУХ(практически,на всеобщий позор,обнажая тем самым наличие этого воспитательного  совкового изъяна уже в себе).


Даю сам ИЗЪЯН,он же--совково-воспитательный ФЕНОМЕН.!!


Он состоит в том,что ДЕТИ (у нас) почему-то считаются НЕ РАВНЫМИ с взрослыми,а какими-то НЕДО-взрослыми,НЕДО-то,НЕДО-это..Вообщем,-НЕДОросли ишо.
Так уж повелось у нас.Испокон веков,между прочим..(Видимо,ЗАЧЕМ-ТО это надо,нашему региончику:о)..
И вот когда такое вот "НЕДО-то-то-то-это" в глазах "седовласого" ВДРУГ что-то вякает,да ещё и учит(какаааая НАГЛОСТЬ!),то..происходит обычное реагирование "выросшего"(седовласого) на "НЕДО-выросшего"(молокососа). И все "учит" от молодняка седовласым воспринимаются,как "осмелился".Причём,не просто осмелился(смелый мальчик),а именно нагло осмелился(наглый мальчик).
Вот и весь феномен!


Для СРАВНЕНИЯ скажу,что дети других национальностей не ощущают себя в роли каких-то там "НЕДО"..Их "недо" (которое всё же имеет место быть) никто из "импортных" родителей им не обостряет,никто не ставит в укор,никто на него даже особого внимания не обращает!! 
А кое-где эти "недо"-взрослые ведут себя вообще НАРАВНЕ с взрослыми так,что аж дух захватывает..,у нас,с нашим-то типичным.:о))
Если бы вы занаблюдали,КАК раскованно и НАРАВНЕ ведут себя мальчики с взрослыми дядями в Йемене(это-вышка РАВНОСТИ),вы бы выпали бы в осадок..Нет,они не ведут себя вызывающе-развязно(как форма подросткового протеста),а вот именно -с достоинством,с чувством себя=РАВНОГО с дяденькой,с которым данный "малёк"...неееет,не разговаривает,а именно-ВЕДЁТ БЕСЕДУ!!!! Наравне,друзья мои.Как равный с равным,а не как дядя с ребёнком.Не один-"сверху-вниз" ,а другой - "снизу-вверх",а именно на одной линии: обоюдно уважительно так,обстоятельно..
Быыыыыло чему нам подивиться,наблюдая такие "вопиющие"картинки .:о))
Наши "седовласые",увидев такое,наверное лишились бы последних волос от ...наверное,возмущения..Хотя,как знать..Может,некоторые бы и НАУЧИЛИСЬ бы УВАЖИТЕЛЬНОМУ отношению к "НЕДО-взрослым",заменив им своё презрительно-снисходительное фе  или слащаво-умильное нечто "сверху-вниз".
Мы вот(с коллегой)-научились,насмотревшись.
Друзья мои,это было реально КРАСИВО...и НОВО,конечно,нам,экс-,но всё же -совкам.:о)


Так же я нигде не обнаружила СТЕСНИТЕЛЬНЫХ детей в тех странах,который я посетила.Ну нету там СТЕСНЯЮЩИХСЯ детей.Не-ту.
А у нас-навалом! А всё потому же. Нашим детям родители вербально и невербально внедряют это самое "НЕДО"..Ну и ,разумеется,этот бедный ребетёнок начинает стесняться: он же "НЕДО"!!! НЕДО"деланный" такой весь..И даже умильные эти "ну это же ребёёёёнок","Ой,посмотрииите,как забавно он(этот НЕДО,потому и забавно) это делает..!"-внедряют это НЕДО в понятийный аппарат человечка.
Если вы увидите СТЕСНИТЕЛЬНОГО филлипинского/китаёзного/арабского/индусского/австралийского/..../.../  ребятёнка,то это просто сон,вам эта фантастика  снится,потому как в яви такого явления не наблюдается.:о)..Просто этим ребятёнкам никто с детства не внедряет того самого "НЕДО",ни по "доброму-умильному",ни по "злому-откровенному".Никак.Вот им и нечего стесняться!Они СЕБЯ-не стесняются,т.е. они НЕ "НЕДО"..Элементарно,граждане воспитатели.:о)


Родителям,которые это внедряют,-им тоже в своё время такое же "НЕДО" было зафундырено их родителями..Отчего уже они,став седовласыми,так и возмущаются,когда молодняк,(=Ахххх,эти "НЕДО") осмеливается кого-то(их-в том числе)-чему-то УЧИТЬ.(ну наглость какая!!!)


Вот ОТКУДА растут ноги вышеупомянутых комментариев.


Второй аспект."Учит тому,чего сам НЕ умеет".


"УЧИТ тот,кто это делать сам =НЕ УМЕЕТ"--сирееена,SOS,ужас ужасный!..
А вот тут аспект делится на 2 отсека..
Это-смотря ЧЕМУ учит тот,кто учит.


1. Если он учит какому-то практическому навыку,то,конечно,желательно,чтобы он САМ умел это и делать.И потом просто рассказал алгоритм,как ОН это делает.


Хотя!!! И тут есть свои исключения!!
И это исключение я беру из своего собственного опыта. Меня ЛИЧНО(и ещё кучу,таких,как я) учила играть на скрипке(а это,как никак,-навык!) преподавательница,которая САМА=плохо владела инструментом настолько,что никто из её учеников,ни-ког-да даже и не слышал,КАК она играет: она просто это никогда и не делала,став педагогом.
Круто? КРУТО!!! Потому как именно у НЕЁ были самые лучшие ученики. Именно у НЕЁ,а не у тех педагогов,которые даже что-то могли и изобразить,и даже неплохо.Потому и КРУТО,что не у них,а у НЕЁ..
Правда,быыыыл у неё один педагогический секрет.И именно ИМ она и "обучала".Она водила нас кучками к себе домой и просто ставила пластинки   с исполнением наших произведений,которые мы,допустим,играем по программе(и не только), самыми крутыми МЭТРАМИ-скрипачами мира.Пластинок у неё было-немеряно.Мы это всё слушали-"учили"  УШАМИ из "лучших рук".И ей при таком раскладе,действиетльно,не надо было САМОЙ ничего нам играть.Зачем? Пластинку "с МЭТРОМ" -в уши,и впитывай,учись.
Вот такой вот хитрый был у неё секрет.И вот потому что мы все УШАМИ(как и положено музыкантам) "учились",у неё и были самые крутые ученики,выученные,можно сказать,самими МЭТРАМИ скрипичного исполнительства!О!:о)


2. Ну а если кто-то учит какому-то НЕ навыку,а мировоззренческому вопросу..


Ой-ой-оооой..
Кто это сказал: "Я знаю,что ничего не знаю"?


Если какой гуру вам залепит,что он учит,потому что ЗНАЕТ это,как своих 5 пальцев,то ..идите к другому,который вам скажет,что он УЧИТСЯ ТОЖЕ,так же,как и вы,и с вами,и без вас..Что он-тоже находится в ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
Уча вас,он ,по ходу обучения вас,тоже ОБУЧАЕТСЯ и САМ.


 И только пусть скаааажет мне кто,что он это ЗНАЕТ.Сразу -"досвидос".
А вот когда (я же это вижу) какой Мастер,который учит,с выпученными глазами в очередном посте орррёёёёт: "Ребята! Какое открытие меня ВЧЕРА(или после посещения какого-нибудь очередного семинара,тренинга) посетииииило!!!!"-то я ему верю.И я буду у НЕГО учиться.Т.к. он-в ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ..А значит--постоянно FRESH.Он- живой,не застывший,он-двигается,он периодически озаряется,он ЖИВОЙ,не труп..


Мировоззренческие вопросы-это именно те вопросы,которые не терпят застывшего знания.Поскольку как раз именно ЭТИ знания невозможно постичь "сразу всё",т.н.-"вы-учить напрочь",как грамматику..Именно эти знания прям ТРЕБУЮТ "недо-ученности",и постоянного постижения того-сего по ходу,быть в ПРОЦЕССЕ обучения,а не в конечном его пункте..Тут просто нет "конечного пунтка"(для человеков).
Не верьте тому,кто скажет,что он вот именно эти знания "выучил",посему и обучает.
Я могу поверить "выучил" только тому,кто УЖЕ умер..Вот тот-тооочно знает уже ВСЁ,и сразу..А пока он ещё жив и дышит,ни о каком "выучил" лаже речи быть не может..Для этого надо как минимум--умереть,т.е. оказаться ТАМ.
Тут всё ясно.


В этом пласте знаний Учить МОЖЕТ тот,кто даже пока и НЕ умеет САМ того,чему учит.Потому как ,обучая кого-то,он имеет шанс  прекрасненько обучиться этому САМ.Он обучается САМ,УЧА другого.И эффект-обоюдный: и другой(ученик) научается,и САМ он(учитель) научается,структуируя какие-то знания для себя в процессе научания другого.


Часто можно слышать такое в адрес обучающих..:"Вот ты учишь быть богатым,а сам-то ты--богат?"(ну раз учишь)..


Друзья мои..Обучающему быть богатым вовсе не обязательно УЖЕ быть богатым.Потому как он ,уча вас,может находиться САМ в ПРОЦЕССЕ того же обучения,и пока-не богат,но идёт к этому ,именно ОБУЧАЯ кого-то этому.
И если он пока не богат сам,это не значит,что то,что он говорит(что он для себя открыл)-туфта. А это значит,что он--ТОЖЕ ОБУЧАЕТСЯ..Но обучается не только 1) постигая чью-то науку(и только) ,но и + 2) обучая кого-то,получая по ходу,в процессе, свои озарения.


ХитрО.УмнО.МудрО.


И тесты на "богатство"-тут смешны(человечьи такие)  и неуместны.Даже вот тесты педагога на умение играть на скрипке в некоторых случаях бывают неуместны:о)))..А вы говорите...


 "Где твоё богатство,учитель?"...Он отвечает:"Где-где...В ПРОЦЕССЕ,уже в пути,так же,как и у вас,мои ученики.Я САМ учусь."


На молодняк-не наезжать.
Мировоззренчесикх учителей на 100%-е УМЕНИЕ делать то,чему он учит,-не тестировать.
Тестируйте лучше ТО,ЧТО он говорит,а не то,умеет ли он это САМ делать,или нет..


Я всегдаааа в таких случаях вспоминаю свою эту школьную преподавательницу по скрипке,и то,что все ЛУЧШИЕ ученики--были именно у НЕЁ,этой неумеки владеть инструментом..
Вот вам и "уметь/НЕ уметь"..Всё относительно,и полно нюансов.
УМЕТЬ=это в некоторых случаях НЕ критерий для оценки Учителя...


А вы что думаете на этот счёт? Бывали ли у вас такие "неумеки" в делании -учителя,которые оказывались суперовыми в научении?



















































Комментариев нет:

Отправить комментарий